Развиваем воображение дошкольников

23.10.2019

ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

 

КЛАСС ОТКРЫТЫХ ЗАДАЧ (У. Рейтман)

 т.е. задач, не имеющих однозначного решения и допускающих несколько вариантов правильных ответов. Задачи этого типа диагностируют дивергентное (креативное) мышление :

—дополнение рисунков;

—сочинение рассказов;

—постановка вопросов к одной картине;

—придумывание заголовков к рассказам;

—составление предложений с использованием 2—3 заданных слов;

—завершение предложения различными способами;

—конструирование предмета из данных материалов;

—называние всевозможных способов употребления предметов; —усовершенствование заданного предмета (изменить игрушку так, чтобы с ней было интересно играть);

—нахождение разных вариантов классификаций наборов предметов, фигур, букв;

—составление из заданных элементов большого количества предметов; —придумывание возможных вариантов следствий необыкновенных событий; —нахождение общего между заданными предметами или явлениями.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ В ДРУГОМ КАЧЕСТВЕ

В основе лежит подход Е.П. Торренса, предложившего данный метод развития творческого начала в детях:

—необычное использование знакомых вещей (перечислить все возможные способы);

—использование геометрических фигур (назвать как можно больше предметов, в которые входят заданные геометрические фигуры);

—«спроси — угадай» (перечислить все возможные варианты причины и следствия изображаемой ситуации).

ПРЕОДОЛЕНИЕ СТЕРЕОТИПНОСТИ МЫШЛЕНИЯ — ТРИЗ

Автор теории решения изобретательных задач (ТРИЗ) — Г.С. Альтшуллер. Главное место в ней занимает курс РТВ — развития творческого воображения [44], включающий методы и приемы, набор упражнений, заданий на сообразительность, расшатывающих психологическую инерцию, разрушающих стереотипы:

—мозгового штурма, активизирующего перебор вариантов для решения проблемы, имеющего следующие особенности: нет критики идей, а только поощрение, анализ (положительного и отрицательного в идее), на основе которого отбираются оригинальные решения;Хочу такой сайт

—стектиш (по У. Дж. Гордону): объединение разнородных элементов, основным способом которого является применение разного вида аналогий (прямой, фантастической, символической, компонентной, функциональной, путем гирлянд и ассоциаций).

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА

Основу этой группы методов составляют рекомендации, данные Дж. Родари, который предлагал приемы развития словесного творчества детей: —игра в рассказчика; —бином фантазии; —техника «фантастических гипотез»; —деформирование слова; —«продолжи стих»; —«рисунок в несколько рук»; —«перевирание сказки»; —«придумывание историй»; —«сказки наизнанку»; —«салат из сказок»; —«карты на стол»; —«начало и конец»; —«ассоциативное поле» [40].

РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ

Педагог В.А. Бухвалов выделяет следующие виды творческих заданий:

—выбор требуемой информации из предложенной; —исправление ошибок, установление взаимосвязей и закономерностей;

—объединение (систематизация);

—сравнение;

—доказательство, опровержение;

 —составление плана деятельности;

 —моделирование;

—установление причин;

—определение последствий; —определение новых функции;

 —решение противоречий;

 —поиск проблемы.

Для решения этих задач автор предлагает использовать различные методы активизации мышления: мозговой штурм, синектику, метод фокальных объектов (преобразование систем с помощью признаков случайно выбранных объектов), морфологический метод.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.10.2019

Дата обновления: 23.10.2019

Дата публикации: 23.10.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».