Материал к презентации«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ

23.10.2019

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ

Старший воспитатель

МБДОУ (ясли-сад)

№1 «Ромашка»

О.А.Пшонни

 

В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других. Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

   

Слайд

Содержание слайда

1

Развитие творческого потенциала дошкольников

2

"Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, 
чем ребенок, подражающий актам других"
Б. Асафьев

3

«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».

См. пункт 2.6. ФГОС ДО.

4

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Для того чтобы ребёнок мог совершенствоваться разносторонне, воспитатели ДОУ должны помочь ему в художественно-эстетическом развитии. Во всех режимных моментах в жизни детского сада совместная деятельность педагога и детей направляется на погружение в мир образов: словесных, зрительных, звуковых. Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству.

Важной составляющей художественно-эстетического развития является.

- формирование (развитие) у детей художественного вкуса (зрительского, слухового)

- умения общаться с искусством

-активно проявлять себя в творчестве

- создавать свою предметно-развивающую художественную среду

5

Задачи художественно-эстетического развития

1 группа -Приобретение теоретических знаний

2 группа - Формирование практических умений

 

1. Развитие эстетического восприятия объектов окружающего мира и художественных образов.

Развитие интереса к мировой художественной культуре.

Формирование потребности в красоте.

Воспитание эстетического вкуса и чувства гармонии.

2. Развитие творческих способностей.

Формирование положительной мотивации к продуктивному творчеству.

Побуждение к самостоятельному экспериментированию с материалами и инструментами для создания художественных образов.

6

КРУГ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С ГОТОВНОСТЬЮ ПЕДАГОГА РЕШАТЬ ИХ ЗАДАЧИ:

-выделять необходимые и достаточные дидактические, психолого- педагогические условия реализации поставленных задач;

—развивать в себе готовность отказаться от прошлого опыта, полученного при решении задач подобного рода;

 —видеть многофункциональность вещи;

—соединять противоположные идеи из разных областей опыта и использовать полученный результат для решения проблемы;

—осознавать стереотипную (привлекательную, навязанную авторитетом) идею и освобождаться от ее влияния.

7

УСЛОВИЯ

Для реализации поставленных задач в детском саду воспитателем должны соблюдаться следующие условия:

·        построение работы в рамках художественно-эстетической направленности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

·        развитие эстетического восприятия через взаимодействие с объектами искусства и окружающей действительности;

·        формирование эстетического вкуса через изучение разнообразных видов искусства;

·        ознакомление воспитанников с достопримечательностями, важными культурными событиями в жизни города;

·        приобщение к работе родителей;

·        посещение выставок, концертов, экспозиций;

·        создание насыщенной предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в рамках направления;

·        организация мини-выставок с образцами творчества дошкольников в холле учреждения.

8

ФУНКЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

• Обучающая. Удовлетворяется потребность детей в поиске новой информации, расширяются представления об окружающем мире.

• Воспитательная. Дошкольники приобщаются к мировой художественной культуре, у них формируется умение видеть прекрасное.

Коммуникативная.

В процессе обсуждения произведений искусства, выполнения коллективных творческих работ дети учатся общаться друг с другом.

• Творческая. У воспитанников появляется желание творить, создавать близкие к эталону красоты образы.

• Развлекательная. Игровая форма занятий по художественно-эстетической деятельности увлекает детей, создаёт хорошее настроение.

• Релаксационная. Прослушивание музыкальных и литературных произведений, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, участие в терапевтических творческих играх — всё это способствует гармонизации внутреннего состояния ребёнка.

9

Поговорим о ТВОРЧЕСКИХ  СПОСОБНОСТЯХ ДОШКОЛЬНИКОВ. Рассмотрим такие понятия как  ТВОРЧЕСТВО и ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ.

Творчество - сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Творческие способности- это индивидуальные

особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.  Способность к творчеству называют креативностью.

Новый продукт, получаемый личностью в творчестве, может быть объективно новым (социально значимым открытием) и субъективно новым (открытием для себя).

Развитие творческого процесса обогащает:воображение, расширяет знания,

опыт  и интересы ребёнка.

Почему нужно развивать фантазию и творческие способности?

Творческие способности детей-дошкольников должны проявляться в полной мере. Ребенку не обязательно становиться актером, художником или певцом: фантазия и креативность пригодятся для решения жизненных задач. Одни дети охотно берутся за новые начинания, другие капризничают и отказываются от игр, которые им предлагают. Логика дошкольника может быть интересной и даже нестандартной: здесь все зависит от природных особенностей.

Творческая активность в первую очередь позволяет самовыражаться. Если у ребёнка уже есть любимое хобби, то это очень хорошо. Каждый ребенок индивидуален, и творческое развитие дошкольников происходит по-разному.

Если у ребенка развиты такие способности, он с интересом познает окружающий мир. Развитию творчества у дошкольников способствует нестандартный взгляд на обыденные вещи.

Взрослые  должны прививать тягу к новым знаниям. Ребенок, в котором есть задатки творческой личности, стремится удивить окружающих.

Если у ребёнка развито воображение, ему легче применять знания на практике.

Креативные способности можно развивать с 3-х лет, в дальнейшем нужно совершенствовать приобретенные знания.

Взрослые, и родители и воспитатели,  часто подавляют творческий потенциал, смеясь над выдумками детей

       Однако,  стоит осознать, что фантазия является специфической особенностью, и без нее не возможно в полной мере развивать мышление.

Ребёнок  должен фантазировать: не следует мешать ему! Если он искренне верит в добрую фею или волшебника, нужно согласиться с таким убеждением и сказать, что фея и волшебник действительно существуют. Ребенок может воображать картинки и озвучивать их, в этом нет ничего страшного.

Все особенности развития творчества проявляются в возрасте 3-4 лет.

Развитию творческой активности дошкольников в большей мере должны способствовать родители.

        В основе работы по развитию творческих способностей детей лежит игровая деятельность( дидактические игры и упражнения, формирующие интеллект ) и продуктивные виды деятельности.

10

Заслуживают внимания показатели наличия творческого начала, выделенные Н.А. Ветлугиной. Среди них показатели, характеризующие отношение детей к творчеству:

•   искренность, непосредственность переживаний;

•   увлеченность, «захваченность» деятельностью;

•   активизация волевых усилий, способность к вхождению в изображаемые обстоятельства;

•   специальные художественные способности (образное видение, поэтический, музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задачи.

Показатели качества творческих действий включают в себя:Хочу такой сайт

•   внесение дополнений, изменений, вариаций, преобразований;

•   создание новой комбинации из усвоенных старых элементов;

•   применение известного в новых ситуациях;

•   нахождение новых приемов решения;

•   быстрота реакции;

•   хорошая ориентировка в новых условиях;

•   нахождение оригинальных приемов решения творческих заданий.

Анализ изученной педагогической и психологической литературы выдвигает показатели творческих способностей, позволяющих выражать создаваемые образы в наиболее оптимальной для детей форме:

•   оригинальность движений;

•   эмоциональность при воплощении игрового образа;

•   наличие выразительных средств для воплощения образа;

•   гибкость при принятии решений;

•   умение находить нестандартные решения творческих задач.

Болподробно Р

11

В основе творческих способностей человека лежат процессы мышления и воображения (Л. С. Выготский). Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:

1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание предметно-пространственной среды, опережающей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т. д.

5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

 Таким образом,творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения.

 

Считается, что ребенку, чьи творческие способности развивались с дошкольного возраста, легче в будущем будет даваться процесс обучения разным дисциплинам, особенно тем, в которых требуется креативно мыслить

12

Опыт работы показал, что к проявлению творчества как интегративного вида деятельности уже способны дети младшего дошкольного возраста, следовательно, при конструировании педагогического процесса и выделении конкретных задач, способствующих творческому развитию, необходимо учитывать динамику в развитии психических процессов у детей 3—7 лет. Формирование творческих способностей дошкольников требует реализации определенных принципов:

— свободы выбора: в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку выбор (никто не любит навязанных действий, поэтому необходимо разнообразие дидактического материала, изобразительных средств, дающих возможность ребенку сделать свой выбор, например в изготовлении поделки);

открытости: не только обучать, но и воспитывать жажду знания и саморазвития; использовать открытые задачи, имеющие разные пути решения, допускающее варианты условие, набор вероятных ответов;

деятельности (деятельностный подход), который предполагает освоение дошкольниками знаний, умений, навыков, т.е. педагог готовит для каждого ребенка свой набор для опыта, обследования предмета и т.д.; формирование умений самостоятельно применять знания в разных областях, моделях и контекстах, дополнять знание, находить новые простейшие связи;

обратной связи, предполагающий рефлексию педагогической деятельности и деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей;

амплификации развития (по А.В. Запорожцу): максимальное использование возможностей дошкольного периода детства с целью оптимизации процесса обучения детей. Данный принцип соотносится с принципом идеальности, как один из ключевых аспектов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

13

1.Для реализации задач художественно-эстетического развития в детском саду педагог в качестве воспитательных и обучающих средств использует окружающую дошкольников среду (помещение, игрушки, предметы интерьера), самостоятельную деятельность детей в различных режимных моментах. По мнению исследователей, предметно-игровая среда должна объективно, через свое содержание и свойства, создавать условия для творческой деятельности. Она побуждает детей к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительного процесса. Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей берет свое начало в дошкольном возрасте, когда изменятся характер деятельности ребенка. По мнению Л.С. Выготского, игра и творчество выступают как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения .Условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми.

Основными принципами построения ПРС, способствующей развитию творческих способностей являются:

Уважение интересов и потребностей: предполагает предоставление свободы исследования, резерв свободного места и времени. Необходимо активизировать самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждать их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации. Для этого требуется соблюдать следующие условия:

—разнообразие, насыщенность, неординарность и сменяемость предметной среды, окружающей ребенка;

—включение в нее максимального количества предметов взрослого обихода; —предоставление свободы исследования (в обиходе называемого «ломанием»);

—резерв свободного места и времени для разворачивания игр (свободное пространство в раздевалке, спальной комнате);

—возможность свободно брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению;

—определение максимального уровня размещения игрового и дидактического материалов согласно росту;

—универсальность предметно-игровой среды, позволяющей самим детям и вместе с педагогами строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры и содержанием;

 - учет прежнего опыта, способности к комбинированию, созданию нового. Позиция взрослого при организации окружающей среды заключается в том, чтобы исходить из интересов ребенка, удовлетворять его потребности и желания.

Уважение мнения и личностной позиции заключается в создании атмосферы личностного комфорта. Определяющими становятся такие способы общения, как понимание, признание личности ребенка, способность взрослого стать на его позицию и др. Этот принцип находит свое отражение в следующих идеях:

 —невмешательство педагога в дела, которыми увлеченно занят ребенок, если он не обращается за помощью или не вступает в контакт;

—создание в детском саду такой психологической атмосферы, при которой каждый ребенок может свободно проявлять свои желания и интересы, чувствовать, что педагог принимает и любит его таким, каков он есть;

—отказ от высказывания личностных оценок и критики в адрес ребенка;

—представление о том, что у детей есть права и обязанности, которые никто не в праве нарушить.

Активность в разных видах деятельности: среда в дошкольном учреждении, по сравнению с обычной семейной обстановкой, должна быть интенсивно развивающей, стимулирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Среда развития должна побуждать к двигательной активности, создавать благоприятные условия для осуществления разнообразной по форме и интенсивности подвижной деятельности. Предметно-пространственная среда в ДОУ обеспечивает возможность создания непересекающихся сфер активности детей. Это позволяет дошкольникам в соответствии со своими интересами и желаниями одновременно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу

Предметно-пространственная среда образуется в виде центров познавательной и творческой активности:

•        Центр изобразительного искусства. Содержит репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов, игрушки, посуду и предметы интерьера в народном стиле (гжель, хохлома, жостово, дымковская и каргопольская игрушка, скопинская керамика и др.). В центре искусства предусматривается место для детского продуктивного творчества — за столами или партами. На полках стеллажей в уголке искусства хранятся инструменты и материалы для практической деятельности: белая бумага и картон, набор цветной и гофрированной бумаги, пластилин, краски (акварель, гуашь), карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природный материал для украшения поделок.

В центре искусства содержатся познавательные материалы для самостоятельных исследований и всё необходимое для творчества

•        Театральный уголок. Здесь хранятся декорации для инсценировок сказок, наборы кукольного и пальчикового театров, маски и костюмы персонажей для детей, парики, аквагрим. Театрализованная деятельность у малышей проходит в игровой форме. Младшие дошкольники разыгрывают простые сценки на основе прослушанных сказок («Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка»). В возрасте 4–5 лет преобладают импровизированные ситуации в декорациях, дети фантазируют, развивают художественно-речевые навыки, составляя диалоги. Старшие дошкольники придумывают интересные сценки, они развивают навыки коллективной работы: совместно сочиняют историю, распределяют роли, обсуждают последовательность выхода на сцену.

В театральном уголке дети пробуют себя в роли актёров, декораторов, сценаристов и даже гримёров

•        Музыкальный уголок. В зоне музыкального искусства находится проигрыватель и коллекция аудиозаписей (детские, праздничные песни, записи звуков и голосов природы с инструментальным сопровождением), инструменты: погремушки, трещотки, ксилофон, ложки, колокольчики, дудочки, свистульки, барабан, балалайка, бубен. Младшие дети проводят самостоятельные исследования по извлечению звуков из инструментов. Воспитанники средней и старшей группы составляют мелодии, сочетают звучание нескольких инструментов, играют в «Оркестр». Дети 6–7 лет используют музыкальное сопровождение в театральных сценках.

        В связи с уменьшением интереса к чтению у детей и появлением на книжном рынке некачественных в художественном плане произведений рекомендуется организация центра литературного развития в детском саду. Работа в литературном центре проводится в форме занятий по ознакомлению с художественными произведениями (включая чтение на досуге), игровой деятельности по развитию речи, организации литературно-музыкальных салонов (поэтические чтения, праздничные вечера). В центре организуются тематические выставки, самостоятельное изучение которых поощряется педагогом. Презентация проектов в рамках литературного развития осуществляется в виде докладов участников для воспитанников других групп, во время мероприятий в жизни ДОУ.

 Кружки творческой направленности.( изо, театральный, танцевальный).

14.

Психологами отмечается необходимость включения разнообразных видов творческой деятельности в образовательный процесс ДОУ. Продуктивное творчество оказывает терапевтическое влияние, выступает в качестве профилактики переутомляемости детей, вызывает положительные эмоции, способствует установлению благоприятной, дружеской атмосферы в коллективе.

Основными видами творческой деятельности являются

Музыкальная деятельность Оптимальные условия для развития музыкальных способностей в детском саду достигаются посредством хорового пения. Во время коллективного исполнения песен положительные эмоции переживают все ребята, даже те, кто испытывает трудности в чистоте воспроизведения звука. Обучение танцевальным движениям на музыкальных занятиях также осуществляется в групповой форме: в коллективной композиции или выполнении действий парами. В детском саду формируются начальные представления о языке музыки, ритме, эмоциональной выразительности музыкальной речи.
Знакомство с музыкальными инструментами осуществляется через исследовательскую деятельность детей (извлечение звука, формирование представления о материалах, из которых сделаны инструменты) и дидактические игры.

Театральная деятельность. Поскольку ведущей формой деятельности у детей раннего возраста является игра, работа в этом направлении ведётся через проведение игр-драматизаций. Можно сказать, что во время игры происходит синтез основных видов художественно-эстетической деятельности: развитие навыка художественной речи через воспроизведение в сценической форме литературного произведения, расширение музыкального восприятия при исполнении песен и мелодий в сценке, совершенствование изобразительных способностей на стадии оформления декораций.

Художественно-речевая деятельность Знакомство с малыми жанрами устного народного творчества: пословицами и поговорками, загадками, потешками, закличками, частушками. Дети легко воспринимают фольклорные образы, их увлекает меткость поговорок и занимательность загадок.
Прослушивание стихотворений, рассказов, сказок обогащает опыт эстетических переживаний ребят. На занятиях у дошкольников формируется способность пересказывать текст, стимулируется и поощряется словесное творчество (рифмовка строк, придумывание загадок). Заучивание и выразительное чтение стихотворений формирует чувственное восприятие описываемых поэтом ситуаций и деталей.

Помогают развивать и совершенствовать способностиизобразительные (продуктивные) виды деятельности – рисование, лепка, аппликация, конструтивно-модельная деятельность.

Рисование Является ведущим видом изобразительной деятельности в ДОУ. На занятиях по рисованию (предметному, сюжетному, декоративному) дети знакомятся с понятиями симметрии и перспективы, овладевают различными техниками, у них развивается способность к цветопередаче, подбору и смешиванию цветов, созданию фона с переходами оттенков.

В процессе лепки ребёнок осваивает процесс создания трёхмерного изображения. Работа с пластичным материалом (глиной или пластилином) даёт возможность юному творцу изменять форму не один раз, тем самым позволяя достичь совершенства в исполнении задуманного.

Занятия аппликацией и конструированием способствуют развитию чувства ритма. Дети создают композиции из нескольких или множественных элементов. Посредством этого вида изобразительной деятельности расширяются представления ребёнка о цвете и величине.

Конечным результатом этой деятельности является продукт, в котором ребёнок отражает свои впечатления и жизненный опыт.

15

Известно, что психологической основой творческой деятельности является воображение — психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. К основным свойствам воображения относят: видение целого раньше частей, перенос функции с одного предмета на другой. Значимые показатели в развитии воображения — опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей, не приспосабливаясь к ситуации, подчинять ее себе, овладевать содержательными ее особенностями

16

В настоящее время ширится круг инновационных программ развития ребенка в ДОУ. ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ представлены в раздаточном материале.

17.

Воспитание эстетического восприятия предметов искусства реализуется в детском саду на занятиях ООД: дошкольники знакомятся с репродукциями картин, просматривают слайды с архитектурными и скульптурными образами, учатся выражать свои впечатления от увиденного при помощи слов. Раскрытие эмоциональных переживаний воспитанников осуществляется через различные типы деятельности:

·  Рассматривание картин и репродукций. В младшем дошкольном возрасте визуальное восприятие направляется педагогом в познавательной беседе с детьми.

o Что изображено на картине?

o Какие цвета использовал художник?

o Что вы чувствуете, глядя на картину?
В старших группах дети знакомятся с видами изображения на картинах: натюрморт, портрет, пейзаж. Большее внимание уделяется изучению деталей и определению их значения в авторском замысле.

·  Рассказывание по картине. По мере совершенствования мыслительных и речевых способностей дети учатся рассказывать увиденное, облекать в словесную форму то, что показал художник при помощи красок. Для развития навыка рассказывания на занятиях используются сюжетные картины, близкие к личному опыту воспитанников: изображения детских занятий, природных явлений, сценок с животными и птицами.

·  Художественное слово (стихи, загадки, потешки), задачки-шутки. Имеют яркую, развлекательную тональность и одновременно развивают мыслительные способности детей (умение рассуждать, сравнивать, находить правильный ответ, анализировать), тренируют память, стимулируют продуктивное творчество.

·       Арт-терапия, терапия творческим выражением. Для снятия умственного и физического перенапряжения, создания положительного эмоционального фона в работе с дошкольниками применяется форма терапевтических упражнений. Они строятся на основе различных видов художественной деятельности, имеют игровую направленность и вызывают радость и восторг увоспитанников.
В детском саду популярны изотерапия, драматерапия, музыкальная и танцевальная терапия, сказкотерапия.

Детство — период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. В настоящее время идет поиск новых эффективных технологий развития дошкольников с целью максимального раскрытия творческого потенциала.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.10.2019

Дата обновления: 23.10.2019

Дата публикации: 23.10.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».