9 | Поговорим о ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЯХ ДОШКОЛЬНИКОВ. Рассмотрим такие понятия как ТВОРЧЕСТВО и ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ. Творчество - сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Творческие способности- это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. Способность к творчеству называют креативностью. Новый продукт, получаемый личностью в творчестве, может быть объективно новым (социально значимым открытием) и субъективно новым (открытием для себя). Развитие творческого процесса обогащает:воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребёнка. Почему нужно развивать фантазию и творческие способности? Творческие способности детей-дошкольников должны проявляться в полной мере. Ребенку не обязательно становиться актером, художником или певцом: фантазия и креативность пригодятся для решения жизненных задач. Одни дети охотно берутся за новые начинания, другие капризничают и отказываются от игр, которые им предлагают. Логика дошкольника может быть интересной и даже нестандартной: здесь все зависит от природных особенностей. Творческая активность в первую очередь позволяет самовыражаться. Если у ребёнка уже есть любимое хобби, то это очень хорошо. Каждый ребенок индивидуален, и творческое развитие дошкольников происходит по-разному. Если у ребенка развиты такие способности, он с интересом познает окружающий мир. Развитию творчества у дошкольников способствует нестандартный взгляд на обыденные вещи. Взрослые должны прививать тягу к новым знаниям. Ребенок, в котором есть задатки творческой личности, стремится удивить окружающих. Если у ребёнка развито воображение, ему легче применять знания на практике. Креативные способности можно развивать с 3-х лет, в дальнейшем нужно совершенствовать приобретенные знания. Взрослые, и родители и воспитатели, часто подавляют творческий потенциал, смеясь над выдумками детей Однако, стоит осознать, что фантазия является специфической особенностью, и без нее не возможно в полной мере развивать мышление. Ребёнок должен фантазировать: не следует мешать ему! Если он искренне верит в добрую фею или волшебника, нужно согласиться с таким убеждением и сказать, что фея и волшебник действительно существуют. Ребенок может воображать картинки и озвучивать их, в этом нет ничего страшного. Все особенности развития творчества проявляются в возрасте 3-4 лет. Развитию творческой активности дошкольников в большей мере должны способствовать родители. В основе работы по развитию творческих способностей детей лежит игровая деятельность( дидактические игры и упражнения, формирующие интеллект ) и продуктивные виды деятельности. |
10 | Заслуживают внимания показатели наличия творческого начала, выделенные Н.А. Ветлугиной. Среди них показатели, характеризующие отношение детей к творчеству: • искренность, непосредственность переживаний; • увлеченность, «захваченность» деятельностью; • активизация волевых усилий, способность к вхождению в изображаемые обстоятельства; • специальные художественные способности (образное видение, поэтический, музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задачи. Показатели качества творческих действий включают в себя: • внесение дополнений, изменений, вариаций, преобразований; • создание новой комбинации из усвоенных старых элементов; • применение известного в новых ситуациях; • нахождение новых приемов решения; • быстрота реакции; • хорошая ориентировка в новых условиях; • нахождение оригинальных приемов решения творческих заданий. Анализ изученной педагогической и психологической литературы выдвигает показатели творческих способностей, позволяющих выражать создаваемые образы в наиболее оптимальной для детей форме: • оригинальность движений; • эмоциональность при воплощении игрового образа; • наличие выразительных средств для воплощения образа; • гибкость при принятии решений; • умение находить нестандартные решения творческих задач. Болподробно Р |
11 | В основе творческих способностей человека лежат процессы мышления и воображения (Л. С. Выготский). Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются: 1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность. 2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются: 1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей. 2. Создание предметно-пространственной среды, опережающей развитие ребенка. 3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей. 4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т. д. 5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. 6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству. Таким образом,творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Считается, что ребенку, чьи творческие способности развивались с дошкольного возраста, легче в будущем будет даваться процесс обучения разным дисциплинам, особенно тем, в которых требуется креативно мыслить |
12 | Опыт работы показал, что к проявлению творчества как интегративного вида деятельности уже способны дети младшего дошкольного возраста, следовательно, при конструировании педагогического процесса и выделении конкретных задач, способствующих творческому развитию, необходимо учитывать динамику в развитии психических процессов у детей 3—7 лет. Формирование творческих способностей дошкольников требует реализации определенных принципов: — свободы выбора: в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку выбор (никто не любит навязанных действий, поэтому необходимо разнообразие дидактического материала, изобразительных средств, дающих возможность ребенку сделать свой выбор, например в изготовлении поделки); —открытости: не только обучать, но и воспитывать жажду знания и саморазвития; использовать открытые задачи, имеющие разные пути решения, допускающее варианты условие, набор вероятных ответов; —деятельности (деятельностный подход), который предполагает освоение дошкольниками знаний, умений, навыков, т.е. педагог готовит для каждого ребенка свой набор для опыта, обследования предмета и т.д.; формирование умений самостоятельно применять знания в разных областях, моделях и контекстах, дополнять знание, находить новые простейшие связи; —обратной связи, предполагающий рефлексию педагогической деятельности и деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей; —амплификации развития (по А.В. Запорожцу): максимальное использование возможностей дошкольного периода детства с целью оптимизации процесса обучения детей. Данный принцип соотносится с принципом идеальности, как один из ключевых аспектов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). |
13 | 1.Для реализации задач художественно-эстетического развития в детском саду педагог в качестве воспитательных и обучающих средств использует окружающую дошкольников среду (помещение, игрушки, предметы интерьера), самостоятельную деятельность детей в различных режимных моментах. По мнению исследователей, предметно-игровая среда должна объективно, через свое содержание и свойства, создавать условия для творческой деятельности. Она побуждает детей к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительного процесса. Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей берет свое начало в дошкольном возрасте, когда изменятся характер деятельности ребенка. По мнению Л.С. Выготского, игра и творчество выступают как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения .Условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми. Основными принципами построения ПРС, способствующей развитию творческих способностей являются: Уважение интересов и потребностей: предполагает предоставление свободы исследования, резерв свободного места и времени. Необходимо активизировать самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждать их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации. Для этого требуется соблюдать следующие условия: —разнообразие, насыщенность, неординарность и сменяемость предметной среды, окружающей ребенка; —включение в нее максимального количества предметов взрослого обихода; —предоставление свободы исследования (в обиходе называемого «ломанием»); —резерв свободного места и времени для разворачивания игр (свободное пространство в раздевалке, спальной комнате); —возможность свободно брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению; —определение максимального уровня размещения игрового и дидактического материалов согласно росту; —универсальность предметно-игровой среды, позволяющей самим детям и вместе с педагогами строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры и содержанием; - учет прежнего опыта, способности к комбинированию, созданию нового. Позиция взрослого при организации окружающей среды заключается в том, чтобы исходить из интересов ребенка, удовлетворять его потребности и желания. Уважение мнения и личностной позиции заключается в создании атмосферы личностного комфорта. Определяющими становятся такие способы общения, как понимание, признание личности ребенка, способность взрослого стать на его позицию и др. Этот принцип находит свое отражение в следующих идеях: —невмешательство педагога в дела, которыми увлеченно занят ребенок, если он не обращается за помощью или не вступает в контакт; —создание в детском саду такой психологической атмосферы, при которой каждый ребенок может свободно проявлять свои желания и интересы, чувствовать, что педагог принимает и любит его таким, каков он есть; —отказ от высказывания личностных оценок и критики в адрес ребенка; —представление о том, что у детей есть права и обязанности, которые никто не в праве нарушить. Активность в разных видах деятельности: среда в дошкольном учреждении, по сравнению с обычной семейной обстановкой, должна быть интенсивно развивающей, стимулирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Среда развития должна побуждать к двигательной активности, создавать благоприятные условия для осуществления разнообразной по форме и интенсивности подвижной деятельности. Предметно-пространственная среда в ДОУ обеспечивает возможность создания непересекающихся сфер активности детей. Это позволяет дошкольникам в соответствии со своими интересами и желаниями одновременно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу Предметно-пространственная среда образуется в виде центров познавательной и творческой активности: • Центр изобразительного искусства. Содержит репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов, игрушки, посуду и предметы интерьера в народном стиле (гжель, хохлома, жостово, дымковская и каргопольская игрушка, скопинская керамика и др.). В центре искусства предусматривается место для детского продуктивного творчества — за столами или партами. На полках стеллажей в уголке искусства хранятся инструменты и материалы для практической деятельности: белая бумага и картон, набор цветной и гофрированной бумаги, пластилин, краски (акварель, гуашь), карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природный материал для украшения поделок. В центре искусства содержатся познавательные материалы для самостоятельных исследований и всё необходимое для творчества • Театральный уголок. Здесь хранятся декорации для инсценировок сказок, наборы кукольного и пальчикового театров, маски и костюмы персонажей для детей, парики, аквагрим. Театрализованная деятельность у малышей проходит в игровой форме. Младшие дошкольники разыгрывают простые сценки на основе прослушанных сказок («Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка»). В возрасте 4–5 лет преобладают импровизированные ситуации в декорациях, дети фантазируют, развивают художественно-речевые навыки, составляя диалоги. Старшие дошкольники придумывают интересные сценки, они развивают навыки коллективной работы: совместно сочиняют историю, распределяют роли, обсуждают последовательность выхода на сцену. В театральном уголке дети пробуют себя в роли актёров, декораторов, сценаристов и даже гримёров • Музыкальный уголок. В зоне музыкального искусства находится проигрыватель и коллекция аудиозаписей (детские, праздничные песни, записи звуков и голосов природы с инструментальным сопровождением), инструменты: погремушки, трещотки, ксилофон, ложки, колокольчики, дудочки, свистульки, барабан, балалайка, бубен. Младшие дети проводят самостоятельные исследования по извлечению звуков из инструментов. Воспитанники средней и старшей группы составляют мелодии, сочетают звучание нескольких инструментов, играют в «Оркестр». Дети 6–7 лет используют музыкальное сопровождение в театральных сценках. В связи с уменьшением интереса к чтению у детей и появлением на книжном рынке некачественных в художественном плане произведений рекомендуется организация центра литературного развития в детском саду. Работа в литературном центре проводится в форме занятий по ознакомлению с художественными произведениями (включая чтение на досуге), игровой деятельности по развитию речи, организации литературно-музыкальных салонов (поэтические чтения, праздничные вечера). В центре организуются тематические выставки, самостоятельное изучение которых поощряется педагогом. Презентация проектов в рамках литературного развития осуществляется в виде докладов участников для воспитанников других групп, во время мероприятий в жизни ДОУ. Кружки творческой направленности.( изо, театральный, танцевальный). |
14. | Психологами отмечается необходимость включения разнообразных видов творческой деятельности в образовательный процесс ДОУ. Продуктивное творчество оказывает терапевтическое влияние, выступает в качестве профилактики переутомляемости детей, вызывает положительные эмоции, способствует установлению благоприятной, дружеской атмосферы в коллективе. Основными видами творческой деятельности являются Музыкальная деятельность Оптимальные условия для развития музыкальных способностей в детском саду достигаются посредством хорового пения. Во время коллективного исполнения песен положительные эмоции переживают все ребята, даже те, кто испытывает трудности в чистоте воспроизведения звука. Обучение танцевальным движениям на музыкальных занятиях также осуществляется в групповой форме: в коллективной композиции или выполнении действий парами. В детском саду формируются начальные представления о языке музыки, ритме, эмоциональной выразительности музыкальной речи. Знакомство с музыкальными инструментами осуществляется через исследовательскую деятельность детей (извлечение звука, формирование представления о материалах, из которых сделаны инструменты) и дидактические игры. Театральная деятельность. Поскольку ведущей формой деятельности у детей раннего возраста является игра, работа в этом направлении ведётся через проведение игр-драматизаций. Можно сказать, что во время игры происходит синтез основных видов художественно-эстетической деятельности: развитие навыка художественной речи через воспроизведение в сценической форме литературного произведения, расширение музыкального восприятия при исполнении песен и мелодий в сценке, совершенствование изобразительных способностей на стадии оформления декораций. Художественно-речевая деятельность Знакомство с малыми жанрами устного народного творчества: пословицами и поговорками, загадками, потешками, закличками, частушками. Дети легко воспринимают фольклорные образы, их увлекает меткость поговорок и занимательность загадок. Прослушивание стихотворений, рассказов, сказок обогащает опыт эстетических переживаний ребят. На занятиях у дошкольников формируется способность пересказывать текст, стимулируется и поощряется словесное творчество (рифмовка строк, придумывание загадок). Заучивание и выразительное чтение стихотворений формирует чувственное восприятие описываемых поэтом ситуаций и деталей. Помогают развивать и совершенствовать способностиизобразительные (продуктивные) виды деятельности – рисование, лепка, аппликация, конструтивно-модельная деятельность. Рисование Является ведущим видом изобразительной деятельности в ДОУ. На занятиях по рисованию (предметному, сюжетному, декоративному) дети знакомятся с понятиями симметрии и перспективы, овладевают различными техниками, у них развивается способность к цветопередаче, подбору и смешиванию цветов, созданию фона с переходами оттенков. В процессе лепки ребёнок осваивает процесс создания трёхмерного изображения. Работа с пластичным материалом (глиной или пластилином) даёт возможность юному творцу изменять форму не один раз, тем самым позволяя достичь совершенства в исполнении задуманного. Занятия аппликацией и конструированием способствуют развитию чувства ритма. Дети создают композиции из нескольких или множественных элементов. Посредством этого вида изобразительной деятельности расширяются представления ребёнка о цвете и величине. Конечным результатом этой деятельности является продукт, в котором ребёнок отражает свои впечатления и жизненный опыт. |
17. | Воспитание эстетического восприятия предметов искусства реализуется в детском саду на занятиях ООД: дошкольники знакомятся с репродукциями картин, просматривают слайды с архитектурными и скульптурными образами, учатся выражать свои впечатления от увиденного при помощи слов. Раскрытие эмоциональных переживаний воспитанников осуществляется через различные типы деятельности: · Рассматривание картин и репродукций. В младшем дошкольном возрасте визуальное восприятие направляется педагогом в познавательной беседе с детьми. o Что изображено на картине? o Какие цвета использовал художник? o Что вы чувствуете, глядя на картину? В старших группах дети знакомятся с видами изображения на картинах: натюрморт, портрет, пейзаж. Большее внимание уделяется изучению деталей и определению их значения в авторском замысле. · Рассказывание по картине. По мере совершенствования мыслительных и речевых способностей дети учатся рассказывать увиденное, облекать в словесную форму то, что показал художник при помощи красок. Для развития навыка рассказывания на занятиях используются сюжетные картины, близкие к личному опыту воспитанников: изображения детских занятий, природных явлений, сценок с животными и птицами. · Художественное слово (стихи, загадки, потешки), задачки-шутки. Имеют яркую, развлекательную тональность и одновременно развивают мыслительные способности детей (умение рассуждать, сравнивать, находить правильный ответ, анализировать), тренируют память, стимулируют продуктивное творчество. · Арт-терапия, терапия творческим выражением. Для снятия умственного и физического перенапряжения, создания положительного эмоционального фона в работе с дошкольниками применяется форма терапевтических упражнений. Они строятся на основе различных видов художественной деятельности, имеют игровую направленность и вызывают радость и восторг увоспитанников. В детском саду популярны изотерапия, драматерапия, музыкальная и танцевальная терапия, сказкотерапия. |