25.10.2019
Пояснительная
записка
Реализация основной общеобразовательной
программы – образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО)
предполагает внутреннюю оценку качества образовательной деятельности, в т.ч.
оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится
педагогическими работниками в рамках оценки индивидуального развития ребенка и
лежит в основе дальнейшего планирования образовательной деятельности.
Внутренняя система оценки качества образовательной деятельности исключает
использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценки работы
ДОО.
Система оценки индивидуального развития
детей представляет собой совокупность организационных процедур, норм и правил,
диагностических и оценочных инструментов, обеспечивающих на единой основе оценку
динамики развития детей, образовательных достижений воспитанников,
эффективности реализации основной образовательной программы дошкольного
образования по отношению к каждому ребенку с учетом запросов основных
пользователей результатов системы оценки качества образования в ДОО.
В условиях ДОО оценка индивидуального
развития детей осуществляется во всех возрастных группах по следующим
направлениям развития и образования детей (в соответствии с ФГОС ДО)
:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
-
речевое развитие;
-
художественно-эстетическое развитие;
-
физическое развитие.
Возрастные характеристики достижений
ребенка к 3-м годам и на этапе завершения уровня дошкольного образования
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования (в соответствии
с ФГОС ДО).
Педагогическая диагностика развития
ребенка используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения
обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей
индивидуальной работы с детьми по ООП ДО.
Результаты проведения педагогической
диагностики могут использоваться для решения следующих образовательных задач:
-
индивидуализации образования (в т.ч. поддержки каждого ребенка, построения его
образовательной траектории);
-
оптимизации работы с группой детей.
Оценка
индивидуального развития детей:
-
поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного
возраста;
-
учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в современных условиях.
Оценка индивидуального развития детей
осуществляется через педагогическое наблюдение, беседы, анализ продуктов
детской деятельности, организуемые воспитателями и специалистами всех
возрастных групп регулярно в течение года. («Индивидуальное развитие» и
«индивидуализация образования» – не одно и то же). 2 раза в год (в сентябре и
апреле текущего учебного года) подводятся итоги проведения оценки
индивидуального развития детей в рамках образовательной деятельности.
В качестве показателей оценки
индивидуального развития детей используются научно обоснованные методики,
соответствующие положениям ФГОС ДО, ООП ДО
Результаты
педагогической диагностики оформляются в форме «Индивидуальной карты развития
ребенка», утвержденной заведующим ДОО( приложение 1).
Основным
механизмом оценки является фиксация показателей развития воспитанника,
посредством наблюдения .
Фиксация
показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме:
• не сформирован;
• находится в
стадии формирования;
• сформирован.
Ведение «Индивидуальной карты развития
ребенка» осуществляется педагогами групп на каждого воспитанника, начиная с
раннего возраста, на электронном и/или бумажном носителях.
Содержание индивидуальной работы по
результатам проведенной педагогической диагностики отражается на специальном
листе рекомендаций в «Индивидуальной карте развития ребенка», согласуется с
родителями (законными представителями) ребенка (на бумажном носителе) под
подпись и отметку родителей (законных представителей) о дате ознакомления с
ходом и результатами индивидуального развития ребенка в ходе образовательной
деятельности.
Индивидуальные карты развития ребенка
хранятся в группах до окончания периода их пребывания в ДОО.
ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ
Предлагаемая оценка
индивидуального развития детей
разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом
учреждении, работающим с группой детей старшего возраста (5—6 лет), вне
зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и
контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев
развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений
ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или
организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга
содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному
государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ
Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое
развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», что
позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и
при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня
освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Оценка
педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком
необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
·Не сформирован |
|
·Частично сформирован |
|
·Сформирован |
|
Таблицы оценки индивидуального развития детей заполняются дважды в год, если другое не
предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года
(лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного
анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.
Этап 1.
Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляется цветовое обозначение в
каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый
показатель по каждому ребенку (среднее значение зависит от количества зелёных
кружочков).
Этот
показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и
проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения образовательной
программы.
Этап 2. Когда
все дети прошли оценку
индивидуального развития детей ,
тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (зависит от количества
зелёных кружочков). Этот показатель необходим для описания общегрупповых
тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к
групповому медико- психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения
учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая
система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении
педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии.
Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные
образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую
поддержку педагогов.
Образовательная область |
|||
сформирован |
частично сформирован |
не сформирован |
|
Социально-коммуникативное
развитие |
11 - 14 |
6 - 10 |
1 - 5 |
Познавательное
развитие |
8 - 11 |
4 - 7 |
1 - 3 |
Познавательное развитие
ФЭМП |
7 - 9 |
4 - 6 |
1 - 3 |
Речевое развитие |
8 - 10 |
4 - 7 |
1 - 3 |
Художественно-эстетическое
развитие |
5 - 6 |
3 - 4 |
1 - 2 |
Физическое развитие |
7 - 9 |
4 - 6 |
1 - 3 |
Личностное развитие |
6 - 7 |
4 - 5 |
1 - 3 |
Детская инициатива |
4 |
2 - 3 |
1 |
Наличие обработки
результатов оценки
индивидуального развития
образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов
каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс
в группе детей образовательной организации
Наличие математической обработки результатов
педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и
сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать
педагогический процесс в группе детей образовательной организации
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.10.2019
Дата обновления: 25.10.2019
Дата публикации: 25.10.2019